Проверка грамотности слушателей – первый шаг на пути к изучению слова. Семинар, посвященный слову устному и письменному, народный артист России Сергей Карпов открыл диктантом:
«Если будете слушать мою интонацию, вы уже интуитивно не сделаете ошибок».
Второй шаг – основы риторики в лекции Сергея Викторовича «Слово в публичном пространстве» [презентация].
Переходим к слову в музыке: сессия Ляли Кандауровой «Звучащие слова» про оперу на разных языках. Слово и музыка находятся в балансе, поддерживают друг друга. Recitar cantando – это слова нараспев, и на одних языках выпевать их легче, чем на других.
«90% гарантия хитовости той или иной мелодии – это секвенция или повтор. Фактически это музыкальный аналог рифмы».
Впервые в Школе выступал музыкальный журналист Colta.ru, куратор проекта «Темные Лошадки» Денис Бояринов с сессией «Время колокольчиков: поэтические влияния русского рока и особый слог Александра Башлачева» [видео].Примечание: Секвенция (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции – прием, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.
«Трагизм Цоя "растет" из Башлачева. Александр Башлачев – поэт-медиум, чьими устами кто-то говорит. Невероятной энергетической силы человек, он вернул в русский рок фолк-составляющую, былинно-словесный ряд».
Говорили о феноменальном поэтическом даре самого «рок-Есенина» Башлачева, об особенностях русского рока, о рок-музыке от ее истоков.
«С именем Бориса Гребенщикова связано представление о том, что русский рок – это в первую очередь культура слова».
«Время колокольчиков» в названии лекции Бояринова – из одноименной песни Башлачева на собственные стихи. Эксперт Леонид Клейн заметил, что патриотический образ колокольчиков начинается еще от стихотворения Алексея Толстого «Колокольчики мои, цветики степные…», потом продолжается у Высоцкого («Купола»), так что «Башлачев все услышал правильно».
Филолог и автор курса аудиолекций «Я – читатель» Леонид Клейн выступил с лекцией «Чувство меры как эталон красоты, или Почему роман обрывается на самом интересном месте» [видео]:
«Чем, по-вашему, должен быть закончен "Евгений Онегин"? Внуками? Окончить роман – это всегда оборвать его. Как у Козьмы Пруткова: смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться».
Еще одна лекция Клейна «Петербургский текст русской литературы» была построена на анализе клипа «В Питере – пить» группы «Ленинград»:
«И песня, и клип о том, что у любой власти есть ограничения. В каждом человеке есть эта свобода, которую невозможно учитывать, если вы сами несвободны и думаете, будто вам все подчинено. Герои клипа – отчаявшиеся или выбравшие свободу? Они остаются вместе и появляются в следующем клипе. Значит, они все же устроились! Значит, унижаться не обязательно. В этом есть социальный оптимизм».
Второй день открыла лингвист Ирина Левонтина, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, сессией «Языковая картина мира» [презентация].
«За последние 25 лет самые существенные концептуальные изменения в русском языке – это изменение самооценки. Раньше слова самоуверенный, амбициозный, апломб, карьера были негативными. А в XVIII веке и слово личность было оскорбительным».
Лекция Ирины Борисовны «Жизнь и судьба слов-паразитов» [презентация] помогла разобраться в деталях:
«Как бы – дает окраску "по наклонной плоскости", уменьшения смысла; типа – перешло из грязи в князи, от бандитов к интеллигенции; походу – пока имеет вульгарную стилистическую окраску, не в приличном обществе. Обычная техника приживления слова в языке: сначала оно заполняет все, потом занимает свой определенный сегмент (например, слово гламур)».
Завершился семинар мастер-классами по практической риторике от артистов воронежского драмтеатра Сергея Карпова и Елены Гладышевой. А отработать навыки ребятам пришлось сразу же: в записи новогоднего поздравления.