Познакомились в «Репном», на курсе 2015-2016. На первом семинаре по культуре вдохновились лекциями арт-менеджера Дениса Белькевича, специалиста по современному искусству, и однажды Евгений Кокоткин предложил раскручивать неизвестных художников. Александр Мазалов сделал объявление в группе и предложил концепцию «Абсолютная актуальность»:
«Нет современного искусства. Оно закончилось. Разделение на традиционное и современное искусство потеряло смысл. Не может быть провинциального искусства, как не может быть провинциального программиста или провинциального Microsoft. Либо ты существуешь на этом уровне, либо нет».
Мария Старикова и Олег Мухин поддержали продвижением, Маша придумала объединиться в "околокультурное общество — ОКО «Знак равенства»". Манифест писали все вместе.
К инициативе четырех слушателей курса подключились и выпускники Школы. Выставка проходила в доме братьев Гревцовых — исторический особняк в центре города (20-летия ВЛКСМ, 35), который бизнесмен Илья Анохин отреставрировал для будущего офиса своей строительной компании ЖК «Шуберский». Это объект культурного наследия регионального значения, и поэтому на фасаде сохранены барельефы середины XIX века — старинные маски, колонны и буквы А и В (по именам Гревцовых). На цокольном этаже, где выставлялись работы, сохранены кирпичные своды. Владелец предоставил помещение бесплатно на все время выставки.
На Илью Маша вышла через своего бывшего одноклассника Дениса Малеева.
И все эти люди обучались или обучаются в Школе «Репное».
Олег и Маша журналисты, коллеги по «Коммерсанту», в прошлом выпускники журфака. Работа с группами, со СМИ, интервью с художниками — их фронт работ был профильным (не считая мужских и женских заданий уже в помещении, которые делили на равных, подключая родственников в помощь).
У Саши яркий контраст между работой и выставкой. Он юрист собственной компании «Страхование и консалтинг», и везде, где бывает в мире, посещает музеи современного искусства. Когда-то жил в Санкт-Петербурге, где «работал менеджером по продажам сельхозпродукции, а еще в Питере есть Эрмитаж».
Женя живет в Острогожске, у него типография, очень помог с печатью. А еще привлек к участию острогожских художников Александра Горешнева и Светлану Устьянову. Напомним, уроженцем города Острогожск является художник Иван Крамской.
Мы пообщались с организаторами и художниками на закрытии.
Как собрали 9 художников на одной площадке? Как их отбирали?
Александр Мазалов: «Кого знали, с теми и связывались. Горшков, Мишунин согласились сразу. Выпускники Академии искусств не соглашались, у них негативное отношение к современному искусству».
Наталья Стриж: «У нас довлеет реалистическая школа в художественном училище и институте».
У художников было задание для участия — предоставить 3 работы: в академической манере, искусство современное и искусство будущего (еще не придуманный «-изм»). Сюжеты маслом и флюоресцентными красками (Н. Стриж), гобелены и ткань (Е. Ножкина), шелкография на пленке (В. Мишунин), инсталляция из резного дерева (С. Горшков), композиция «Фонтан» из аудиоаппаратуры с транслируемой записью фонтана, встроенной в картонную коробку (В. Циряниди), но больше все-таки картины — итого 27 работ, по 9 каждые 3 дня.
По подсчетам организаторов, на выставку зашло 370 посетителей. Некоторые посещали дважды и трижды, чтобы увидеть новую очередь экспозиции.
Мария Старикова: «В период выставки приходили разные люди, предлагали разную помощь: я могу сверлить, а я работаю в музее. Отклик, который мы хотели, мы получили в любом случае».
Евгения Ножкина работает и в Центре современного искусства, и дома, на гобелен уходит 2-3 месяца, графика за 1 день рисуется. «Но работаю каждый день. Художник — это профессия».
Наталья Стриж работает только дома, а отдыхает тем, что пишет книги и публикует их на proza.ru.
У Виктора Циряниди несколько специальностей – физмат, журфак, техникум, «художественное училище закончил в последнюю очередь». И мастерская на территории завода.
Художники все разные, но работают одинаково непрерывно. И известные Горшков, Мишунин, Викторов — тоже.
Александр Мазалов: «Вовсе нет никакого болота вокруг. Интересное происходит. Просто надо что-то делать».
После завершения выставки возникла мысль поменяться художниками с соседними городами: например, показать воронежскую выставку в Липецке, а в Воронеж привезти липецких художников. Идею подала липецкая слушательница «Репного» Юлия Лунская. Основной состав готов взаимодействовать с новыми участниками. Пожелаем удачи околокультурному обществу «Знак равенства» и поблагодарим за яркую инициативу в продвижении регионального искусства — смелый шаг к новому осмыслению современного и актуального.
Ирина Трофимова