Елизавета Баварская: Императрица Австрии
Главная > Медиа > Новости > Эксперты > Елизавета Баварская: Императрица Австрии
17 Декабря 2013
Елизавета Баварская: Императрица Австрии
Елизавета Баварская - Императрица АвстрииА. ВЕНЕДИКТОВ: 18 часов и 8 минут в Москве, всем добрый вечер, добрый субботний вечер, у микрофона Алексей Венедиктов. Меня тут спросил наш слушатель: чего вы все время работаете с Наталией Ивановной по субботам? Объясняю, по старому анекдоту: кругом суббота, а здесь четверг. Вот так мы и работаем. Значит, сегодня мы будем вам рассказывать о женщине, которую вы, вероятно, может быть, некоторые из вас видели лишь в кино, имея в виду актрис, которые ее играли, но которая, конечно, в школьные учебники истории не попадала и не попадает, вообще женщинам не очень везет. Но, прежде чем я ее назову, я хочу разыграть совершенно замечательную книжку. Это на самом деле одна из лучших книг, которые про древний мир. Объясню, почему. Значит, это Гаспаров, «Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре». И там же и «Капитолийская волчица. Рим до цезарей». Вот Рим цезарей мы знаем, Рим до цезарей мы не знаем. Поэтому я всегда Гаспарова рекомендую читать…

Н. БАСОВСКАЯ: А наша героиня обожала Грецию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А наша героиня, поскольку была девушкой образованной, хотя, как говорит Бунтман, сдвинутой на всю голову, вот, значит, она обожала Грецию. Может, потому и была сдвинутой. Итак, для того, чтобы выиграть у меня, по-моему, 10 экземпляров этой книги, значит, Михаил Гаспаров, «Капитолийская волчица» и «Занимательная Греция», издательство «Эксмо», 13-й год (это переиздание), значит, надо отправить правильный ответ на смс +7-985-970-45-45. Не забывайте подписываться. Я еще раз назову. Но вопрос очень простой. Вот в знаменитом фильме «Майерлинг», где наша героиня, где нашу героиню играла совершенно фантастически замечательная актриса, вот замечательная актриса, мать-императрицу, Елизавету Баварскую – сразу скажу, про кого мы будем делать. Какая актриса играла Елизавету Баварскую, мать главного героя, в фильме «Майерлинг» 68-го года? Какая знаменитая актриса? Актрису вы знаете наверняка, ну, кроме каких-нибудь молокососов, но которые тоже увидят, влюбятся. +7-985-970-45-45. Не забывайте подписываться. Да, действительно, императрица Сисси, как ее называли. Почему так называли, Наталия Ивановна скажет. Итак, Гаспаров, «Занимательная Греция», «Капитолийская волчица». Какая актриса в фильме «Майерлинг» 68-го года играла императрицу Сисси? +7-985-970-45-45. Наталия Ивановна…

Н. БАСОВСКАЯ: Добрый вечер. Все так, мы снова с Алексеем Алексеевичем в прямом эфире, чему я очень рада. И занимаемся женским образом…

А. ВЕНЕДИКТОВ: … чему я очень рад.

Н. БАСОВСКАЯ: Я заметила последнее время, наши радиослушатели тоже очень одобрительно относятся к истории женщин – как-то они волнуют и интересуют. Но надо сказать, что наша Елизавета Баварская… годы жизни 1837 – 1898. Императрица Австрии, затем королева Венгрии коронованная. Ее домашнее ласкательное прозвище Сисси – ее так звали дома в детстве, но почему-то народу европейскому, скажем так, всей Европе понравилось. К ней это подходило. Ну, может быть, потому, что она была необыкновенно красива, ну, выдающаяся…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это радует.

Н. БАСОВСКАЯ: … красота. Портреты подтверждают, воспоминания современников подтверждают. А жизнь очень печальная. Я бы сказала так, что сегодня у нас не столько историческая личность, сколько идеализированный женский образ и любимица толпы. А любимицей она стала попозже.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Еще без телевизора, я только напомню нашим уважаемым слушателям, да?

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Но особенно, когда уже был телевизор, когда отмечалось в 1998 году столетие со времени ее страшного чудовищного убийства, вот тут случилось что-то такое бешеное, как вокруг принцессы Дианы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот нас спрашивали, да? Что-то есть.

Н. БАСОВСКАЯ: Как вокруг принцессы Дианы. В этом образе есть все: красота, волосы ниже колен…

А. ВЕНЕДИКТОВ: О-о-о…

Н. БАСОВСКАЯ: Редко встречается. Это что-то невероятное. Очень много страданий, одиночество, трагическая смерть. И, видимо, не очень устойчивая психика, что вообще свойственно было этому семейству, из которого она происходила, семейству Виттельсбахов. Вокруг нее полно несчастий…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не надо только все рассказывать.

Н. БАСОВСКАЯ: Нет, я даже ни одно не назову. И в духе своей эпохи она… вот что-то на переломе 19 – 20 века, уже приближается знаменитый декаданс. К ее натуре очень подходило восхищение красотой, утонченностью. Видимо, это и сказалось в ее отношении к Греции. 

Итак, биография. Родилась 24 декабря 1837 года в Мюнхене (тогда столица Баварии).

А. ВЕНЕДИКТОВ: Счастливый день, накануне Рождества. Наталия Ивановна, 24…

Н. БАСОВСКАЯ: Все предсказали ей счастливую судьбу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Серьезно, да?

Н. БАСОВСКАЯ: И попали пальцем в небо. Она родилась накануне Рождества, плюс один зуб во рту…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Господи. 

Н. БАСОВСКАЯ: Якобы. Была молва, что то же было и у Бонапарта.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, как у Наполеона, да, вроде бы.

Н. БАСОВСКАЯ: Счастливая судьба. Его финал на острове Святой Елены перечеркивает все. 

Итак, родители. Отец – герцог Баварский Максимилиан Йозеф. Мать – принцесса Людовика Вильгельмина, дочь короля Баварии Максимилиана Первого. Они родственники. Этот род Виттельсбахов древний, очень такой с большими претензиями. Он с 11 века. Ну, куда денешься? Если они с 11 века, эти Виттельсбахи, правили в Баварии. Когда-то Бавария была и племенным герцогством, зависела от королевства франков. Во времена Карла Великого была завоевана Карлом. А его тоже почти мифологизированная фигура делает честь тому даже, кого он завоевал. В 788 году он покорил Баварию, пленил герцога и так далее. Но с 11 века вот эти Виттельсбахи, они участвовали в Тридцатилетней войне, в других войнах. В наполеоновских войнах Бавария была на стороне Наполеона, и поэтому… он умел быть благодарным, между прочим. В 1806 году превратил Баварию в королевство. А им всем, вот эти вот семейства, о которых мы сегодня говорим… это Габсбурги, она породнится с Габсбургами. Виттельсбахи, Габсбурги – у них такой гонор, такое высокое мнение о себе! И стать королевством – это очень важно. В 1871 году Бавария вошла в Германскую империю. У нее был такой срыв: в 1919 в результате революции случилась Баварская Советская Республика. Но в том же году 19-м эта революция была подавлена. Но в том же году после подавления революции социалистической именно там зародилась национал-социалистическая идеология и национал-социалистическая партия. То есть, мы говорим об очень знаменательной точке на территории Европы. 

Итак, все решили, все чудесно. Крестная мать – королева Пруссии, имя Елизавета от крестной матери. В домашнем кругу она очаровательна, но считалась дурнушкой, очень смешно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Дурнушкой?

Н. БАСОВСКАЯ: Она красавицей стала как-то внезапно. А так бывает, вот после подросткового возраста сразу…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нахальный подросток…

Н. БАСОВСКАЯ: … считали, простенькая… Детство какое у нее было? Она обожала то место, где она росла, поместье Поссенхофен, проводила там всегда лето. Это 28 километров от Мюнхена. Зимой в Мюнхене. Обожала леса, озера, любоваться красотой. Не любила учиться. Потом она это восполнит частично. Но не любила учиться. Любила свой домашний зверинец. С годами до страсти полюбила скачку на лошадях и рисование. То есть, вот мир изящного на роду ей был написан. Счастливая судьба – тут все ошиблись, а вот мир изящного – да. Родителей видела мало, они жили каждый самостоятельно, это был династический брак, они уже друг другу надоели и особо не страдали от этого. Сколько-то влияла только ее старшая сестра Хелена, которая как раз любила учиться, была серьезная, послушная, в отличие от игривой Сисси. Но Сисси считалась суперочаровательным ребенком, не по красоте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Шаловливым. 

Н. БАСОВСКАЯ: Шаловливая, улыбка, животные, ну, и так далее. Ее жизнь решительно меняется в 1853 году, когда ее тетушка, тетушка Елизаветы, мать юного императора Австрии и Франца Иосифа Первого, решила к его 23-летию женить юного, молодого… 23 года, император Австрии Франц Иосиф Первый. Он стал императором в 18 лет, вот ее жених. Конечно, он не родился императором, а вот стал в 18 лет. Сын эрцгерцога Австрийского Франца Карла и баварской принцессы Софии.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, тетя нашей…

Н. БАСОВСКАЯ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … дурнушки.

Н. БАСОВСКАЯ: Это сестра матери Елизаветы, да. 

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, тетушка.

Н. БАСОВСКАЯ: Все родственники. Не зря у них такие болезни всякие врожденные развиваются, процент безумцев в их семействе был явно завышен. Очень близкие браки, почти как у египетских фараонов. Ну, не настолько. У фараонов прямо сестры, а тут двоюродные, но постоянно. Франц Иосиф – ну, последний абсолютный правитель европейский, последний, долгожитель совершенно невероятный. В результате революции 1848 года, которая в Австрии и подвластной ей Венгрии особенно, в 49-м уже, 1849-м, обрела очень серьезные масштабы: баррикады, кровопролития, повесили одного из лидеров контрреволюции, жестокости. В этой обстановке отец Франца Иосифа был вынужден отказаться… нет, сначала отказался Максимилиан от престола, а отец Франца Иосифа, как бы прямой наследник, сын, отказался от наследования. И остался мальчик 18-летний. Его мать императрица София…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот эта баварская тетушка.

Н. БАСОВСКАЯ: … да, давно мечтала, чтобы мальчик стал править. Вроде бы это было не гарантировано, его отец был наследником, да и дед живой – а вот так случилось. Один отрекся, другой не стал претендовать. В обстановке революции, в общем-то…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да…

Н. БАСОВСКАЯ: … можно понять. И вот 18-летний юноша с подачи императрицы Софии, которую в Европе называли: единственный мужчина в семье. Очень властная. Это сыграет большую роль в жизни нашей Сисси. Он стал императоров. В итоге, когда к его 23-летию он сватается к семейству Виттельсбахов…

А. ВЕНЕДИКТОВ: К семейству. 

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Он претендовал, теоретически, с подачи мамы, теоретически, на руку старшей сестры нашей Елизаветы. 

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хелены.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, вот этой серьезной девочки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как у них там все было…

Н. БАСОВСКАЯ: … которая постарше. Да-да-да-да-да. Виттельсбахи были не первый вариант у этой Софии. Франц Иосиф – молодой, привлекательный, после революции шаг за шагом восстанавливающий абсолютистскую систему, был с большими претензиями. Он уже отверг Анну Прусскую и Сидонию Саксонскую. Это был третий вариант. И вот они прибывают в 53-м году на встречу, ну, на смотрины, чтобы свататься к Хелене. Но мама Елизаветы и Хелены решила взять Сисси с собой, 16-летнюю Сисси…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, что ее оставлять там?

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Пусть резвушка побудет тоже на балах и так далее. Юный император, на 7 лет старше Елизаветы Баварской, сражен ее красотой. Вот вчера она считалась почти дурнушкой, а вот он очень рано увидел, что на самом деле она суперкрасавица.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А Хелена? А сестричка?

Н. БАСОВСКАЯ: Не была такой красавицей. Он не отводит глаз от Елизаветы, хотя его привезли свататься к Хелене. И, наконец, приглашает Елизавету на котильон.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ой. 

Н. БАСОВСКАЯ: Весь двор знает, что это означает: если котильон, то императрицей станет она. Правда, Франц Иосиф очень вежливо просил не оказывать давления на юную Елизавету, но она и без давления согласилась выйти за него замуж. Ну, как тут не согласиться? Император, молодой. Говорят, был привлекательный. Потом он невероятный долгожитель на престоле. 

Через год вместе с матерью ее привозят в пригород Вены, откуда, по традиции, невесты императоров торжественно въезжают в город. Ее поразила пышность этой процессии. Все-таки баварский двор не был таким.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Конечно.

Н. БАСОВСКАЯ: Венский – это сердце Габсбургов, а у Габсбургов многовековые традиции необыкновенно пышного церемониала. Буколическая принцесса, я бы так ее назвала, которая… вот до этого она была буколической принцессой: среди озер, зверинца маленького, лошадок, рисовала. И вдруг вот такая пышность. Она рыдает от пышности и всеобщего внимания. Да, еще она писала стихи, начиная с 10 лет. 

Ее везут в карете, расписанной самим великим Рубенсом. Уже от одного этого можно разрыдаться. Но, как выяснилось, вот такую пышность и всеобщее внимание демонстративное эта девушка по жизни вообще не любила, и по мере взросления это не изменилось. О ней не так много… я не сказала, что почитать. О ней не так много написано по-русски. Есть только прекрасная книга «История Австрии». И пусть немного, но зато очень четко и ярко, автор Карл Воцелка, историк австрийский, Москва, 2007 год, по-моему, описал ее образ наиболее точно, серьезно. Эпоху Елизаветы он называет закатом великой державы и применяет такой эпитет: габсбургский миф 19 века. Вот она частица этого мифа, один из ярких персонажей габсбургского мифа уходящей монархии, уходящего абсолютизма. В общем, одновременно с российским абсолютизмом вот этот австрийский, австро-венгерский уходит с исторической арены. 

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наталия Ивановна, несколько слов о Хелене. Значит, после того, как вот это все расстроилось, значит, девушка впала, старшая сестра, в депрессию…

Н. БАСОВСКАЯ: В большую.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. И собиралась уйти в монастырь. Но маманя и тут была на страже интересов семьи, она нашла ей очень выгодного и богатого человека. Это знаменитый род Турн-и-Таксис, который сделал большое состояние на почте, на марках. Она вышла замуж, родила четырех детей – и, в общем, была счастливее своей сестры. Вот судьба, да, вот она… И, кстати, умерла она на руках своей сестры, я имею в виду, Хелена, она умерла раньше, на Корфу…

Н. БАСОВСКАЯ: Но она умерла трагически.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, у нее был рак, да. Но все равно вот жизнь была счастливой.

Н. БАСОВСКАЯ: Елизавета ей говорила: как много я отдала бы, чтобы быть на твоем месте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. 

Н. БАСОВСКАЯ: Они были близки. Вообще Хелена даже с детства была, пожалуй, единственным человеком, к которому шаловливая Сисси прислушивалась. Да вообще одиноко росли эти дети, в королевских семействах они, в сущности, очень одиноки. Эти же проблемы будут и у детей Елизаветы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да-да. 

Н. БАСОВСКАЯ: Только если ее родители заняты церемониалом, бесконечными приемами, объездом этой великой пестрой империи, по которой надо бывать, обязательно, например, в Венгрии, утихомиривать их. Они очень сильно проявили себя в революции 1849 года, и они, того гляди, могут отпасть, все время есть настроения. Родители-монархи, в общем-то, выполняют какую-то свою монаршую работу. И дети при этом растут в стороне…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вместе, видимо, девчонки, видимо, вместе. И даже вот то, что…

Н. БАСОВСКАЯ: Только они вдвоем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … жених ушел к другой…

Н. БАСОВСКАЯ: Хелена пережила.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, да, пережила. И они продолжали, вот сестры продолжали потом общаться…

Н. БАСОВСКАЯ: Не сложилось никакой страшной обиды.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. И потом вот эта грустная фраза, что что бы я ни дала, чтобы оказаться на твоем месте.

В этом дворе венском габсбургском пышность восходит к императору Карлу Пятому. Это 16 век, мы о нем говорили. И Сисси не удается встроиться в это. Во-первых, в глазах какой-то части Габсбургов в ее родословной есть изъян: по материнской линии было родство с не самым высоким родом. У них все это сосчитано, и это ужасно. Во-вторых, в семействе при дворе всем руководит свекровь София, та самая, тот самый единственный мужчина в семье. Именно ее обвиняет народ (прав ли народ – это большой вопрос, но доля истины есть), что революция 1848 – 49-го годов была настолько жестоко утоплена в крови. Прокладывая дорогу своему сыну, она была сторонницей абсолютной беспощадной борьбы со всеми революционерами. И теперь она, эта самая София, фактически превращается на долгие годы в кого-то вроде тюремщика для Елизаветы. Например, существует список людей, которых она может видеть. Список утверждает свекровь. Вне списка никто пообщаться с Елизаветой не может. Она укрывается в своем зверинце, что тоже не нравится придворным. Например, пишут и возмущаются: что такое? Она часами учит попугаев говорить! Вот это что такое за блажь? А это ее вот это буколическое тяготение к живой природе. После венчания она сразу почувствовала себя вот в темнице, стихи это выдают. Цитирую. «Я проснулась в темнице. На моих руках оковы. Мною все больше овладевает тоска. А ты, свобода, отвернулась от меня!» Через две недели после свадьбы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Бедная девочка, господи боже мой…

Н. БАСОВСКАЯ: Хотя, конечно, пылкое чувство было у Франца Иосифа, и оно какое-то время сохранялось, ну, по крайней мере, пока вот…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Конечно, было, потому что, да, он ее…

Н. БАСОВСКАЯ: Она родит четверых детей. И вот пока рождались дети, до 60-х годов, чувство было. И потом оно будет меняться, трансформироваться. Но ей почему-то… видимо, оно было только с его стороны. Вот это ощущение темницы... Ну, еще и знаменитая свекровь, которую, например, в Венгрии просто откровенно ненавидели, об этом говорили, об это писали, боролись с цензурой, чтобы можно было это сказать.

Наконец, ожидается ребенок в 1855-м, в довольно традиционные сроки. Все ждут наследника. Но родилась дочь, которую, конечно, назвали София.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну да, как бабушку, как свекровь.

Н. БАСОВСКАЯ: И это имя выбирает не Елизавета, и она почти ничего в эти годы не выбирает. Самое страшное: свекровь отобрала фактически маленькую эту девочку. Ты слишком молода. 

А. ВЕНЕДИКТОВ: А ей 18 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Ты слишком молода, чтобы быть матерью, поэтому ребенок будет жить в моих покоях, покоях свекрови, а ты так, где-то рядом.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наталия Ивановна Басовская, Алексей Венедиктов. Мы рассказываем об императрице Сисси, о Елизавете Баварской. Сразу после новостей мы вернемся в студию.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: 18:35 в Москве. Наталия Ивановна Басовская, Алексей Венедиктов у микрофона, мы говорим о Елизавете Баварской, об императрице Сисси. Но сначала я проиграю книги Михаила Леоновича Гаспарова «Занимательная Греция» и «Капитолийская волчица» издательства «Эксмо», 2013 год, 10 экземпляров было книг. Я вас спросил, кто играл, какая актриса в знаменитом фильме «Майерлинг» играла роль Елизаветы Баварской, императрицы Сисси. Но там она мать играла, мы будем сегодня о ее ребенке говорить. Почему-то очень много было Роми Шнайдер, почему-то очень много было Элизабет Тейлор, почему-то очень много было Даниэль Дарье и даже Катрин Денев, которая играла в этом фильме, но играла совсем другую роль. Играла Ава Гарднер, Ава Гарднер, замечательная актриса, играла роль императрицы Сисси. Наши победители, называю три последних цифры телефона, последних: Елена, чей телефон заканчивается на 285, Ирина на 330, Максим на 648, Михаил на 243, Владимир на 903, Станислав, на 144 заканчивается у него телефон, Наташа 875, Катя 340, еще один Станислав – что-то имя у нас такое стало популярное – 829, Игорь 551.

Елизавета Баварская. Наталия Ивановна…

Н. БАСОВСКАЯ: Я должна сказать, что мне, наверное, в этом смысле странным образом повезло: я не видела классических фильмов о Елизавете Баварской. И я рада этому, потому что обязательно попала бы под обаяние таких имен, которые называют. И теперь, потом, посмотрю. Я создавала этот образ в своем воображении по текстам, которые мне удалось добыть, ну, как историку. Но трудно, трудно, жизнь настолько похожа на роман и фильм, что только хорошо, что я их пока не видела.

Итак, по-разному оценивают. Одни считают… о ней писали и журналисты много – ну, привлекательная фигура. Серьезных монографий нет. Что, в общем-то, свекровь была права, и вообще все это было не так грубо. Но все-таки в стихах она сама пишет про темницу, про то, что она в тюрьме. А близость с мужем такая душевная, видимо, и не сложилась. То есть, продолжаются, еще будут дети, супружеские обязанности исполняются, но душевной, видимо, нет. И я вот тут подумала: а как она вообще может сложиться, есть Франц Иосиф был совершенно одержимым охотником? И приводит вот австрийский автор, о котором я уже говорила, что где-то отнюдь не к концу жизни, а к 1861 году, кто-то подсчитал, Франц Иосиф лично убил примерно три тысячи животных. А она обучала попугаев говорить. То есть, у них, по крайней мере, отношение к живой природе разное. И, наверное… ну, а как вообще могут образовываться эти душевные, духовные близости, если их просто соединяют по сватовству? Так что, все естественно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Бывает.

Н. БАСОВСКАЯ: Через год, в 1856-м, Елизавета родила опять дочь. Это вторая дочь, которую назвали Гизела. И опять свекровь старается руководить и воспитанием, и кормлением ребенка. И тогда муж, Франц Иосиф, попытался заступиться за Елизавету, что все-таки надо ей дать возможность материнские свои чувства проявлять. Свекровь, как положено, на сына не рассердилась, но безумно рассердилась на Елизавету. Вот с этого времени сохранилась переписка на эту тему, Франц Иосиф ей написал, матери, в деликатных выражениях. Но не сметь в глазах матери заступаться за невестку. И испортились-то отношения не с сыном, а с невесткой, и они приобрели просто характер открытой вражды. И еще через год, в 1857-м, жизнь как-то жестоко подтвердила правоту опасений императрицы Софии. Елизавета, Сисси, настояла, чтобы обе ее девочки, два года и меньше года (вторая младенец), отправились с ней путешествовать в Венгрию. И с Францем Иосифом, то есть, с родителями. Их взяли в путешествие в Венгрию. У нее вообще, у Елизаветы, было какое-то тяготение к Венгрии – я сейчас о нем скажу – очень большое, у венгров она была безмерно популярна. Но беда-то в чем? Визит был политическим. Император заметил… Франц Иосиф был все что угодно, режим, который он постепенно формировал, специалисты называют неоабсолютизм, он возрождает абсолютизм. Он заметил, что Елизавета нравится подданным, что она… к ней особая какая-то симпатия в Венгрии. Ну, об этом он прямо, наверное, не думал, но многие догадались, что та ненависть, которая в Венгрии существовала по отношению к императрице Софии, матери императора, и было известно, что она ненавидит невестку – ах, тогда мы невестку уже любим, к тому же такую красавицу, с этими необыкновенными волосами и так далее. Она нравится, она умеет нравиться. И она оказалась не просто, что она умеет нравиться, она начала заниматься венгерским языком, венгерской культурой. Попозже она изучит его и будет свободно им владеть. 

Но пока, в этот визит, первый, политико-художественное впечатление, которое она должна произвести, страшно омрачен и погублен событием, которое в руки свекрови дает все козыри: девочки заболели, обе, некой кишечной инфекцией. С детьми это вообще случается, медицина тех времен не очень совершенна. И старшая из них скончалась. Сисси просидела 11 часов над умирающей дочерью. Ничего сделать нельзя, медики бессильны. Но для свекрови, конечно, вот он аргумент: я же предупреждала, что она слишком молода, чтобы быть настоящей правильной матерью. 

Наверное, совсем плохо было бы дело у Елизаветы, если бы еще через год примерно, в 1858-м, она не родила, наконец, наследника престола. В этих императорских, королевских семьях за это прощалось многое, почти все. Наконец, родился наследник австрийского престола. Боже, никто же не знает, какая у него будет страшная судьба. Его назвали Рудольфом. Уж его-то воспитывает не мать. Она с ним переписывается. Его воспитывают, как солдата, как спартанца: строго по этикету, сурово, подальше от матери. Правда, ей удается иногда чего-то добиться. Ну, например, того воспитателя, который каждое утро требовал обливать его ледяной водой, она все-таки отстранила, ну, боясь, что он простудится и умрет. 

Что ей остается, когда?.. Ей 21 год, молода, прекрасна собой. Надо чем-то заниматься, поскольку семья от нее отодвинута. И она не любит придворную жизнь. Она ушла в двух направлениях из этого, ну, ментально ушла и реально ушла. Первое направление – путешествия. Они стали ее страстью, страстью, может быть, даже выглядящей большим чудачеством. Но она объехала всю Европу, и в Северной Африке она была в Алжире. Она была в Греции больше всего, очень полюбила эту страну, и остров Корфу стал ее просто любимой резиденцией, где она выстроила дворец чуть позже. Италия, Англия, Ирландия, Франция. И на Корфу – это будет позже, в трагических обстоятельствах – она выстроит дворец Ахиллион, в честь Ахилла. Я там была – впечатление очень своеобразное. Какая-то смесь Древней Греции (наверное, с не очень большим вкусом сделано), древнегреческих форм и приближающегося вот этого искусства модерна, декаданса – там есть все. Потом я упомяну, надеюсь, еще раз. 

В путешествиях она тоже экстравагантна. У нее примерно 70 человек свиты, на это тратятся огромные деньги. Одно время она таскает с собой, требует, чтобы везли даже коз, потому что она будет пить только это козье молоко. Не знаю, правда ли, но в каком-то вот журналистском интернетском очерке говорится, что пытались возить и коров, но они плохо переносили путешествия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Качку.

Н. БАСОВСКАЯ: Это, да, комический такой штрих. И второе направление, в котором она ушла внутренне – это интерес, углубляющийся интерес к Венгрии. Когда-то, между прочим, в судьбе Марии Терезии (предки ее великие) венгры сыграли решающую роль. Защитите меня, храбрые венгры! – говорила она перед лицом недовольной знати. 

Итак, она родила в Венгрии последнего своего ребенка, в 1868-м, Марию Валерию. И вот эту она растила девочку сама, уже свекровь не была рядом. Я даже не помню, жива ли была свекровь. И она так к ней привязалась… Вместе с ней, но, правда, и с сыном Рудольфом тоже до этого, изучала венгерский язык. Овладела греческим языком. Вот тут, видимо, поняв, для чего учиться, она, оказывается, стала это делать с удовольствием. Марию Валерию любила так – она с ней везде путешествовала – что при дворе, ну, конечно, с ядом (там все с ядом), Марию Валерию, ее последнюю дочь, стали называть единственным ребенком Елизаветы. Все зло при этом дворе, можно понять, что она от него старалась отъединиться. Она пыталась Марии Валерии внушить такую же любовь к Венгрии, как у нее вспыхнула: значит, венгерский язык, ее одевали в венгерском стиле. Но нет, пожалуй, она осталась довольно равнодушна к этой стране, в отличие от своей матери. 

Надо сказать, что, наверное, единственное политическое деяние, которое вписало как-то ее имя в историю Европы – это вот подготовленное предыдущей любовью к Венгрии, интересом к Венгрии событие. А именно она занялась примирением австрийского императора с венгерской оппозицией. Занятие ведь, надо сказать, практически безнадежное.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Но оно ей удалось. Ну, дело в том, что обе стороны тоже хотели этого примирения, потому что Францу Иосифу было очень тревожно, что одна из очень важных частей его империи, когда-то у предков совершенно необъятной, а сейчас достаточно значительной, но все время шатающейся… Австрия – центр. Интересно, что вот историк Австрии пишет, как сами австрийцы себя, ну, сопоставляют с немцами, Германией. Они же говорят на одном языке. Австрийцы любили еще в 19-м веке говорить: мы тоже немцы, только хорошие немцы. Вот такое очень сложное положение в отношение других немецких земель самостоятельных. У них есть владения, у австрийского дома, в Италии, но тоже все время кто-то на них претендует, кто-то их отбирает. Венгрия, того гляди, отложится. Вот она специально, видимо, родила Марию Валерию в Венгрии, потому что в Венгрии на протяжении многих лет не рождалось королевских особ. Это тоже важно. Вообще, Алексей Алексеевич, я думаю, как нам трудно представить менталитет этой эпохи. Ну, еще более отдаленных – еще труднее, но даже вот 19 век. Ну, венгры подсчитывают, когда у них родилось дитя. Хотя, нет, смотрите, недавняя суета в правящем британском семействе!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Какая суета, какие восторги толп, что принцесса родила ребенка!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да. 

Н. БАСОВСКАЯ: Это наследие, это наследие глубочайшего монархизма, чувства и традиции. Это чувство, это чувственное. Гениально когда-то об этом сказал Оруэлл на примере королевы Виктории, я это цитировала. Виктория восхищалась тем, как народ приветствовал ее и принца Альберта, который все хотел уйти из принцев-консортов в короли, но был принцем. Вот как приветствовали! Она писала дочери, она писала в дневниках: как радостно народ нас!.. Потом на нее будет несколько покушений, она все равно будет радоваться, как ее приветствуют. И Оруэлл сказал: людям нравится приветствовать, кричать, восторгаться, с флагами бежать. И тем, кого приветствуют, это тоже очень приятно. И пусть это будет, лишь бы у тех, кого приветствуют, не было необъятной власти. Вот у Елизаветы не было никакой необъятной власти, но ей удалось добиться того, чтобы сначала к ней проникли представители оппозиции венгерской, и она на их языке, что им было очень важно, приятно… а язык труднейший, между прочим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. 

Н. БАСОВСКАЯ: Сложный, самобытный. Она на их языке ведет переговоры. И уговаривает мужа начать встречаться с оппозицией. Я не скажу, что это решающая роль в этом была ее, но какая-то была, и привела к результату. Елизавете было 30 лет, когда в 1867 году состоялось изменение статуса государственного Австрии и Венгрии, была создана двуединая монархия – Австро-Венгерская конституционная монархия. Франц Иосиф и Елизавета были коронованы в Будапеште и стали к своим императорским титулам королем и королевой Венгрии. Надо сказать, что это не был просто жест. Для Венгрии начались некоторые послабления в смысле роли ее культуры, ее языка, налоговые – это все было очень важно.

Казалось бы, вот такой успех, Елизавета Баварская могла бы уйти в политику. Но этого не случилось. Не могу сказать, почему. Наоборот, нарастало ее внутреннее одиночество. Видимо, вот вся предыдущая судьба, вражда со свекровью, чужеродность при дворе, где ее как не любили, так и не любили дальше. У мужа появились любовницы, Елизавета повела себя просто суперумно. Главной любовницей Франца Иосифа была актриса придворного театра Катарина Шратт, на 16 лет моложе, чем Елизавета. Так она временами отдыхала вместе с ней, и они куда-то съездили, и даже присутствовал император. Актриса вела себя сдержанно, это не была наглая фаворитка. И вот Елизавета так умно и хладнокровно отнеслась к этому событию, к тому, что у неге есть… ну, они и были, и в королевских семействах, наверное, иначе быть не может. 

Но вот не ушла она в политику. Наоборот, нарастающее внутреннее одиночество на время заставило ее в 80-х уже годах, перед величайшей трагедией ее жизни, гибелью ее сына, за три года до гибели сына, за четыре так примерно, она сблизилась с двоюродным братом своим, Людвигом Баварским. О нем надо делать отдельную передачу. Ну, обложившись медицинскими справками, потому что…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, тут, да…

Н. БАСОВСКАЯ: … психиатрия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Точно психиатрия.

Н. БАСОВСКАЯ: Психиатрия, паранойя. Ему официальный диагноз вынесли паранойя. Но она вот у него бывала, в этом его сказочном замке, который он построил на манер вот декораций опер Вагнера…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да.

Н. БАСОВСКАЯ: … наслаждался там озерами, лебедями. Ну, в итоге, его там и утопят или он сам утонет – трудно сказать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я был там, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, я смотрела в альбомах, но даже в альбоме это производит сильное впечатление, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень сильное впечатление.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот он был помешан на красоте на манер Оскара Уайльда. Вот уже приближаются вот эти времена, и это отношение какой-то части общества к красоте как к суперизысканному явлению бытия. 

Она бывала у него. Кто-то пытался злобные слухи распространять, что вот у них сложилась там любовная связь, но он женщин не воспринимал вообще, даже такую, как Елизавета Баварская, как Сисси. Бывала там. Но он совершенно сделался безумным человеком, его отстранили, низложили с престола баварского. И он погиб странным образом, разбираться надо более тщательно: то ли утонул, то ли утопили, то ли что.

Но в 1889 году, когда Елизавета Баварская сделалась вообще фигурой очень грустной, произошла величайшая трагедия ее жизни. «Майерлинг», вот вы упоминали, Алексей Алексеевич. В Майерлинге вы не были, нет?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Был. 

Н. БАСОВСКАЯ: Были, да? Ну, везде был…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Стараюсь.

Н. БАСОВСКАЯ: … ну что ж такое… А я на Корфу была, я была вот в этом прекрасном дворце, о котором сейчас еще два слова скажу. 

Итак, две трагедии до того, как главная трагедия, гибель сына. Она стареет. Суперкрасавицам стареть, видимо, особенно тяжело – это видно на примере некоторых, там, знаменитых личностей, актрис и так далее. Ей тоже очень тяжело. Ее, например, там, мытье этой головы, волос, продолжается целый день, горничные моют эти необыкновенные волосы, смазывают чем-то. Она возит за собой чемоданы, сундуки всяких кремов, притираний. Сегодня сказали бы, лифтинг, то, се. Тогда слова не было, а суть была. И вот тут случается… ну, процесс старения сам по себе ужасен. Ей 52 года, когда происходит великая трагедия, погибает ее сын Рудольф. Он был личностью необычной. Видимо, тоже вот это, как она говорила, дурная баварская кровь в нем была, он был странен, возможно, в конце жизни применял наркотики, возможно, но очевидно было другое. Это был человек либеральных взглядов. Наследник Франца Иосифа, который создал систему неоабсолютизма. Он увлекался либеральными идеями, он защищал евреев, его за это антисемиты ненавидели как-то страшно. Был связан и симпатизировал масонам. Такой человек в роли наследника Франца Иосифа наверняка был нежелателен. И вот происходит драма совершенно в духе, ну, я не знаю, какого-то слезливого романа. В замке вот этом самом Майерлинг он покончил… застрелил в 1889 году свою юную любовницу (ей 17 лет) баронессу Марию Вечера и застрелился сам. Охотничий домик, охотничий замок, не домик, под Веной, Майерлинг. Сколько о нем написано, сколько фантазий, сколько мифов! Так ли? Или все-таки… многие полагают, что Елизавета считала, что это убийство, и убийство политическое. Франц Иосиф сразу объявил, что был несчастный случай на охоте. Только что они, выходит, в замке охотились? Ну, в общем, официальная версия – несчастный случай на охоте. Она была необходимо, потому что иначе его не придали бы, Рудольфа, христианскому погребению, католическому – вот что было главное. Он добился его христианского погребения. 

И после этого Елизавета уже никогда не носила светлую одежду, в общем, практически не улыбалась. Ну, конечно, это величайшая трагедия. 89-й год, а она будет жить еще 9 лет, до 1898-го. 

Вообще вот это семейство, оно как бы отмечено какими-то ужасами. Ну, хотя бы вот приведу еще один пример. Раньше событий с Рудольфом, в 1867 году в Мексике расстрелян брат мужа, деверь Елизаветы, Максимилиан. Почему? Габсбургское стремление владеть миром лишает их рассудка. В Мексике революция. Есть революция – значит, есть контрреволюция. Есть интервенция французская. Каждый думает, как бы кусок от этой страны оторвать. И вот этого Максимилиана Габсбурга, брата Франца Иосифа, призывает контрреволюция: давай тебя провозгласим императором Мексики. И, не разобравшись в ситуации, что у них реальных сил-то очень мало, у этой аристократической контрреволюции происпанской, прогабсбургской, он едет туда, терпит полное поражение. Интервентов изгоняют из Мексики, его придают суду, держат потом, по-моему, 4 года, с 63-го до 67-го, в тюрьме – а в 67-м, по приговору суда, он расстрелян. Ужас! Вот этот Людвиг Баварский тоже незнамо как погиб, первая дочь умерла, и загадочная смерть Рудольфа. То есть, как будто бы самой жизнью написан роман. Но в нем есть точка чудовищная.

10 сентября 1898 года Елизавета шла по набережной в Женеве, собираясь сесть на кораблик, плыть на какой-то остров. Она часто ходила одна, без охраны, шла с ней одна фрейлина. Она была инкогнито в Швейцарии, но говорят, что этот тип, который совершил преступление, прослышал где-то, что она… какая-то газета написала, что она прибыла в Женеву. Это был итальянский анархист Луиджи Лукени, который набросился на эту уже немолодую женщину (ей 61 год, но она очень спортивна, она хорошо и бодро шла) и ударил ее тем, что называют заточка, прямо в сердце. Попадание было феноменальное. Это было маленькое отверстие, немного крови. Она не поняла, что ее убили. Она прошла еще 100 метров приблизительно и сказала, задала вопрос: что вообще произошло? Она не поняла, что она убита. Нужно ли здесь писать роман? Он написан жизнью. Луиджи был судим, арестован, судим, приговорен к пожизненному, и через 9 или 11, сейчас забыла, лет был повешен или повесился в своей камере в тюрьме. Какой ужас! Алексей Алексеевич, я смотрю, я вас даже расстроила.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, жалко.

Н. БАСОВСКАЯ: (смеется) Да, вы сказали, что к женскому вопросу относитесь сочувственно. И у вас такой сочувствующий взгляд…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, убить напильником императрицу – это не каждому дано.

Н. БАСОВСКАЯ: Ее любили мужчины, и, я вижу, любят во все времена.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наталия Ивановна Басовская в программе «Все так».

Источник: echo.msk.ru
Вернуться