Клубные встречи выпускников Школы «Репное»
Главная > Медиа > Новости > Клубные встречи выпускников Школы «Репное»
7 Сентября 2016
Клубные встречи выпускников Школы «Репное»

В практике мировых учебных заведений распространены клубы, объединяющие наиболее активных и успешных выпускников вузов. Формат сообщества единомышленников на базе альма-матер, движимых общими целями, позволяет не только формально поддерживать контакты между собой, но и с пользой и удовольствием проводить время, повышая образовательные навыки друг друга. Свой клуб выпускников есть и у Школы «Репное». Его деятельность ведется за пределами семинаров основной программы курса, клуб создан по инициативе самих выпускников, и весь последний год встречи проводятся регулярно. Слушатели, которые пока только просвещаются в «Репном», даже при желании попасть в клуб не могут – до тех пор, пока сами не станут выпускниками. Приоткроем завесу, что же это за тайное общество, для чего создано и чем занимается, поговорив с председателем клуба выпускников Екатериной Бутурлакиной и литературным экспертом клуба Марком Зиновьевичем Берколайко.

Какова история создания клуба выпускников Школы и в чем главная его задача?

Катя Бутурлакина: На собеседованиях с кандидатами на поступление в «Репное» мы часто задаем вопросы по книгам. Обширный опыт Марка Зиновьевича и его феноменальная память всегда нас поражали. Часто приемная комиссия ударяется в споры, кандидат уходит, а комиссия еще спорит и спорит по содержанию книг. Когда в очередной раз возникла такая ситуация, мы попросили Марка Зиновьевича: может, почитаем, подискутируем? Формат клуба не нов, люди читают книги, потом между собой обсуждают, но лучше, когда есть модератор в лице эксперта. Ему это показалось интересным.

МБиК_3631.jpgМарк Зиновьевич Берколайко: Задача обсуждения книг очень простая и в то же время очень сложная. Многочисленные инсценировки, экранизации вершинных произведений литературы грешат одним и тем же коренным недостатком – текст романа пропускается через мировосприятие режиссера, сценографа, артистов, и вы не остаетесь один на один с этим произведением. Да, музыка, цвет, костюмы, эффекты – все это помогает пережить впечатления, но не помогает осмыслить. А все же великое произведение литературы требуется прежде всего обдумать. Так вот наша задача – прочитать и попытаться вскрыть те тайные смыслы, которые великие художники закладывали в свои творения.

Катя: Задача клуба, по сути, такая же, как и всей Школы «Репное» – это формирование интеллектуального сообщества, содержательное общение, чтобы люди не просто прослушали курс лекций и разошлись, а еще и были полезны друг другу потом. Со временем многие сталкиваются с вакуумом общения, когда прежние друзья пошли разными жизненными путями, и ваши интересы и ценности всё больше различаются. Возникает вопрос, где найти новый круг, который будет более соответствовать твоим жизненным целям и приоритетам. В этом как раз цель клуба – не теряться после обучения, продолжать обогащать друг друга.

Когда клуб возник?

Катя: Смотря что мы считаем клубом. Изначально клуб выпускников пытались создать еще с первого выпуска (лето 2011. – Прим. «Репное»), но это были единичные события, там не было именно литературного клуба. Собирались и играли в «Мафию», организовывали соцпроекты, писали устав, поквартально делали взносы. Накопленную сумму, около 100 т.р., отдали на благотворительность в реабилитационный центр «Парус надежды». А систематическая деятельность ведется весь последний год, с сентября 2015. В основном это обсуждение произведений, но не забываем мы и про социальные проекты, клуб живёт и развивается, внутри него мы поддерживаем любую инициативу.

Как строится программа клуба на год?

Катя: В последний год, когда я этим занималась (просветительский сезон 2015-2016. – Прим. «Репное»), Марк Зиновьевич выбрал список произведений, которые он посчитал интересными для обсуждения. Дополнительные мероприятия формировались в процессе. Многим интересна не только литература, деятельность клуба должна быть шире. Слава Черников (выпускник 2015) рассказывал про системную динамику, потом Юра Долгих (выпускник 2013) читал про теорию систем. В конце года у нас состоялась поездка к сыровару в Липецкую область. Литературные встречи проводили регулярно, примерно раз в месяц. Сейчас Марк Зиновьевич опять обозначил список произведений на год 2016-2017, там более современная литература, и это костяк, который по желанию и по просьбам можно что-нибудь дополнить.

По какому принципу отбирались произведения на первый литературный год работы клуба?

МБиК_3640.jpgМарк Зиновьевич: Я считаю, что в мировой литературе есть восемь ключевых романов, восемь восьмитысячников. Безусловно, вершина среди них – «Война и мир». Остальные – это «Евгений Онегин», «Красное и Черное» Стендаля, «Анна Каренина», это плохой роман гениального писателя «Братья Карамазовы» (впрочем, то, что роман плохой – мое личное мнение, но то, что роман гениальный, теперь знают все), затем «Мастер и Маргарита», «Приглашение на казнь» Набокова (его мы обсудим в следующем году), и было для слушателей неожиданно то, что я отнес к этим восьмитысячникам малочитаемый и малоизвестный сейчас в России роман Джека Лондона «Мартин Иден».

Какая лекция оказалась самой посещаемой?

Катя: Первая, «Евгений Онегин». Пушкин это наше все, и многим было интересно, что еще нового можно по этому поводу сказать. И само произведение короткое, прочитать его гораздо легче, чем «Войну и мир». На подходе к Толстому энтузиазм подыссяк, людей ходило меньше. Есть мнение, что если я книгу не прочитал, то идти на заседание клуба смысла нет. Хотя интересные мысли, на мой взгляд, можно найти, даже прочитав краткое содержание и послушав лекцию эксперта. Может, ты не в полной мере будешь способен участвовать в дискуссии, но все равно это не повод отказываться. Это не как в школе с невыученным уроком, мы рады всем.

Вопрос к эксперту: какая лекция была вашей любимой?

МБиК_3629.jpg

Марк Зиновьевич: Смотря чего я добивался. На лекции «Евгений Онегин» я поставил цель взять в плен слушателей. Это была первая встреча клуба, надо было ошарашить, огорошить, поднять, опустить, еще раз поднять, чтобы слушатели были мои навеки. Это удалось. Безусловно, любимые три лекции были о «Войне и мире». Но с точки зрения активности слушателей и высказывания своих мнений (потому что это не лекции, а скорее семинары, где каждый может говорить все, что думает), это была лекция «Мартин Иден», где я половину времени молчал, а вместо меня говорили выпускники.


Какие достижения в этом проекте по итогам работы за год?

Марк Зиновьевич: Это был только первый год работы клуба, экспериментальный. Удалось добиться того, что к литературным произведениям стали относиться как к источникам, которые порождают миры – можно называть их вымышленными или виртуальными, но на самом деле эти миры во многом реальнее нашего реального мира – и в эти миры с помощью анализа текстов, через улавливание нюансов и постижение смыслов слушатели научились погружаться. Еще не глубоко, но уже погружаться.

Какие планы по клубу на год 2016-2017?

МБиК_3644.jpgКатя: Составлен список произведений, которые мы планируем обсудить до Нового года. Это «Приглашение на казнь» Набокова, рассказы Чехова на выбор слушателей (нами были предложены «Попрыгунья», «В овраге», «Студент», «Скрипка Ротшильда»), также рассказы Стейнбека и Брэдбери, а еще мы хотели бы подискутировать над романом «Гомер», автором которого является наш эксперт, Марк Берколайко. Возможно, к этому списку еще добавится Фолкнер. Кстати, обсудить творчество Марка Зиновьевича было инициативой клуба. Книгу «Гомер» можно получить в Школе бесплатно.

Марк Зиновьевич: Чехов, как известно, принципиально не писал романы, поэтому на повестке обсуждение рассказов. Помимо Стейнбека, мне бы хотелось обсудить второго моего любимого американского автора Апдайка. Рэя Бредбери и других великих фантастов Станислава Лема и братьев Стругацких попросили добавить выпускники. То есть следующий год будет строиться в основном по заявкам наших слушателей, если только прозвучат вдруг Акунин или Маринина… Хотя я сомневаюсь, потому что в клубе собрались люди достаточно развитого литературного вкуса.

А если будет назван, к примеру, Владимир Сорокин или Виктор Пелевин?

Марк Зиновьевич: Сорокин для меня автор, но на гениальность не тянет. Да, он демонстрирует потрясающее остроумие. Но я не люблю, когда роман написан в одну краску. Что касается Пелевина, то у него есть один роман-пятитысячник «S.N.U.F.F.», который можно обсудить, все остальные едва ли достигают этой высоты. Великий роман великий писатель всегда пишет о жизни, смерти и любви. Если нет этих трех тем, то нет великого произведения. Тот, кто пишет только о жизни, он обычно пускающий радостные слюни идиот или мрачный ипохондрик. Тот, кто пишет только о смерти, суицидально озабочен. А кто не пишет о любви, тот просто несчастный и ущербный человек. Писатель должен быть страдающим, но несчастным он быть не может!

В какую сторону должна расширяться программа клуба?

МБиК_3621.jpgКатя: В ту сторону, которая найдёт живой отклик у членов клуба. Главное то, что людям интересно друг с другом общаться, а по поводу чего – это не так важно. Мне кажется, можно расширять свой кругозор в любой сфере. Ведь каждый в чем-то разбирается больше. Зачем тратить время и перечитывать двадцать книг, когда можно довериться человеку, который прочитал, переосмыслил и выдал суть, рекомендацию. Вот соберемся мы членами клуба в сентябре или октябре на первом заседании и поговорим. Все где-то были, что-то видели, если кто-то захочет провести мероприятие и оно покажется нам интересным, почему нет. Мы открыты для идей.

Беседовала Ирина Трофимова

Вернуться