Идею книги впервые озвучила директор "Репного" Ирина Карпова летом 2019 года. "Мебель — это не просто окружающие нас предметы быта. Мебель наполнена энергией тех, кто ее создавал — и воспоминаниями тех, кто ею пользовался. Наверняка у каждого есть некий стул, стол, шкаф или табурет, с которым связана интересная история. И мы решили предложить экспертам и друзьям Школы поделиться этими историями. Получился очень интересный, проникновенный сборник рассказов," — рассказала Ирина Карпова.
Своими историями поделились несколько десятков экспертов, в числе которых архитектор Ирина Коробьина, психофизиолог Ольга Сварник, искусствовед Нина Геташвили, географ Ольга Вендина, литератор Ксения Голубович, историк Сергей Маркедонов, астрофизик Борис Штерн и многие другие. В свою очередь, журналист, химик Любовь Стрельникова стала редактором и корректором сборника. А элегантные иллюстрации художника Александра Кука сделали книгу законченным литературно-художественным произведением.
Презентация книги состоится на одном из семинаров Школы "Репное" — предположительно в конце августа.
Несколько отрывков из книги:
"...кровать и не выглядела утилитарным предметом — она служила скорее алтарем. Что для меня, впрочем, не было новостью: когда-то в нашей халупе бабушкина кровать тоже смотрелась священным предметом. Хоть я тогда еще и не знал этого слова, но почтение, которое она мне внушала, граничило с благоговением. Казалось бы, что может быть естественнее — попрыгать на ее пружинах, когда тебя никто не видит, — но мне такое кощунство даже не приходило в голову. А между тем, когда со сломанной ногой я добрался до больничной пружинной кровати, я немедленно начал скакать на ней даже в гипсе! И когда соседи по палате начинали меня ругать, что я растягиваю пружины, я мрачно бурчал: «Они не ваши, а государственные»".
Писатель и публицист Александр Мелихов
"…А в том, что у тебя нету стола, доставшегося от предков, виновата семья или все-таки история отечества? История, которая пошла с начала ХХ века (откуда до меня могло что-то донестись, и донеслось) вкривь и вкось, а то и сикось-накось, и до сих пор в этом странном танце не останавливается? Или семья, которая не смогла ничего удержать?
История моего несуществующего стола типична: достаточные москвичи гарантируют себе родовую память приобретением антиквариата. Как бы вместе с уважаемым диваном карельской березы, или например кроватью-ладьей (видела я все это у одного советского писателя, любителя молоденьких девушек) докупая себе и родовую историю. Я тоже предпринимала и предпринимаю, не скрою от вас, такие попытки. Вот – ореховый буфет. Красивый, с вырезными лилиями. Явно модерн. Купила его несколько месяцев назад, отреставрировала. Но запах! Запах прежних владельцев не исчезает – его чувствует моя приходящая кошка, и сторонится буфета, старается его как-то обойти подальше. Станет ли он моим? Пока не знаю."
Публицист Наталья Иванова